Интервью с семейным психотерапевтом: сенсорная интеграция > ABC-TOYS
ABC-TOYS    

Интервью с семейным психотерапевтом: сенсорная интеграция


Сенсорная интеграция: преодолевая перипетии детского развития

И снова мы обращаемся к пpaктикам детского развития, однако наш сегодняшний материал добавит вкуса предыдущим строгим статьям о различных направлениях в коррекции и развитии ребенка. За неимением пpaктического опыта в сфере сенсорно-интегрирующих занятий автор решил предоставить своим читателям профессиональный взгляд специалиста в этой области.

Предлагаем вашему вниманию интервью с Ольгой Пашковой – системным семейным психотерапевтом, заканчивающим курс обучения сенсорной интеграции под руководством ученицы Э. Джин Айрес (основательница метода) в США.

Содержание статьи:

Ольга, здравствуйте. Спасибо, что согласились помочь мне провести небольшой ликбез.

Как думаете, с чего стоит начать?

Доброй ночи. У вас же ночь? – моя собеседница заваривает себе полуденный кофе.

Думаю, стоит провести небольшой исторический экскурс.

Что ж, давайте начнем с истории. Расскажите про основные идеи Джин Айрес.

Давайте посмотрим на тенденции развития в сегодняшней детской психологии. Большая часть подходов постулирует важнейшую роль сенсорных систем в развитии ребенка.

Всех систем, не только привычных для нас зрения и слуха. Обучение ребенка и его развитие зависит, в частности, и от вестибулярно-церебеллярных механизмов, регулирующих чувство баланса и позы.

Теперь непосредственно об истории. Подход сенсорной стимуляции и интеграции берет начало в 1950-х годах в США.

Его полноправная основательница – как вы уже отметили – трудотерапевт и врач Энн Джин Айрес. Ключевой идеей подхода на тот момент был постулат о том, что основой для приобретения и накопления чувственного опыта являются все ощущения, получаемые от тела, а именно:

• тактильные
• вестибулярные
• проприоцептивные.

Развитие личности происходит на фундаменте сенсорного опыта

Такое необычное на тот момент допущение строится на простом принципе – этапности развития сенсорных систем. Три названные системы начинают формироваться уже в пренатальный период.

Остальные системы, а это наши слух, зрение, вкусовая и обонятельная системы, развиваются на их основе и после рождения. Поэтому сенсорно-интегративный подход работает с тремя базовыми чувствами, которые являются предпосылкой для развития «вторичных» сенсорных систем.

Что можно сказать об сенсорно-интегративном подходе с точки зрения пpaктики? На какой идее строится реальная работа с ребенком?

Начнем с того, что эта терапия требует строжайшей дозировки: ни больше, ни меньше чем нужно. Во-вторых, тренировка слабых функций – а это именно тренировка – проходит в специально организованной среде.

Сенсорной комнате, если хотите.

Думаю, это никак не связано с сенсорной камерой?

Нет, сенсорная депривация тут ни при чем. Это специально оборудованная для терапевтической работы комната. Да и само занятие имеет четкий план-схему тренировки.

Почти как у профессиональных спортсменов – шутливо замечает мой визави.

Давайте вернемся к ключевой идее.

Центральная идея – это стимуляция и контроль сенсорных «каналов» с целью научить мозг на автопилоте формировать адаптивный ответ на основе интеграции различных сенсорных сигналов, в частности – от суставов, мышц, кожи, двигательной и вестибулярных систем.

Адаптивный ответ?

Сознательная реакция-поведение, которая строится на увязке всех сенсорных сигналов и является адекватным ответом на данную конкретную ситуацию. Например, если на вас что-то падает, вы отойдете в сторону, а не подойдете под падающий предмет.

Это и есть адаптивный ответ.

Получается, влияние направленно на бессознательные процессы, вы нацелены на улучшение работы подкорковых структур?

Безусловно, нейропсихологическое влияние здесь есть. Мы работаем с детьми, но буквально «учим» их мозг.
О принципах терапии

Что ж, давайте перейдем к другому важному вопросу: есть ли какой-то негласный свод правил сенсорно-интегративного терапевта? Расскажите о принципах подхода.

Как и у любого специалиста работающего с детьми – не навреди. Но это не о терапии непосредственно. По мне самый важный аспект – это следование за развитием ребенка.

А вообще для себя я вывела порядка двадцати важных моментов.

Следовать за развитием?

Не форсировать ребенка, но и не отставать от него в занятиях. Если пытаться научить ребенка всему и сразу, то результата не будет. Если учить его тому, что он уже может – трата времени.

Надо внимательно отслеживать весь прогресс и «откаты» в терапии.

Вы говорили о своих принципах терапии. Поделитесь?

Начнем с очевидного – неспешно перебирая свои записи, отмечает она.
Во-первых, (1) сенсорная активность также важна для развития и обучения, как и интеллектуальные занятия. (2) Для освоения новых навыков и преодоления трудностей ребенку нужна в принципе хорошо развитая чувствительность, а также способности увязывать разноплановые сигналы.

Далее, (3) терапевтические активности должны быть доступны ребенку, он должен быть способен их применить. А сложные навыки (4) осваиваются на основе выработанных ответов на более простые задачи.

Соблюдаем принцип этапности.

Далее – это реальные способности ребенка. Не может человек упражняться в том, чего не умеет. Мы не работаем (5) со сферами, которые являются недостаточно развитыми.

Мы как бы подводим под них основание, используя уже сформированные у ребенка навыки.

Чтобы конечный результат был хорошим, да и вообще был – необходимо работать на уровнях, которые находятся до желаемого уровня развития. Стартует работа не с проблемного места, а оттуда, где ребенок чувствует себя уверенно и комфортно.

Например, нет смысла работать с кожной чувствительностью, если она слишком повышена или наоборот – отсутствует. Начинаем работать с достаточно развитых каналов.

Все это делается для того, чтобы постепенно перейти к проблемным областям и не разубедить ребенка в его способностях.

Продолжим рассматривать ваши принципы.

Другой важный аспект – это (6) очень тщательный отбор занятий и силы воздействия. Методы работы и конкретные инструменты не должны никоим образом вредить ребенку. Реакция ребенка на сенсорные импульсы – надежный показатель успешности обработки сигнала мозгом.

Рассмотрим примеры?

Как можно подробнее

Хорошо. Выделим четыре важных пункта.
• вестибулярные импульсы – хоть мы и не замечаем их в обыденной жизни – очень мощные. Они сильно влияют на мозг, либо помогая работе организма, либо разрушая ее. В частности – дыхание и сердцебиение зависят от этих сигналов.

Неспособность обработать эти сигналы может привести к дезорганизации деятельности, а в крайних случаях – к потере сознания или припадкам, если ребенок склонен к ним. Поэтому использовать целенаправленные нагрузки в этой сфере не стоит
• нервная система по-разному обpaбатывает импульсы от органов равновесия. Самые простые для мозга движения – это вверх-вниз и вперед-назад.

После – вправо-влево. Самыми тяжелыми для восприятия являются осевые вращения.

При упражнениях крайне важно учитывать эти закономерности. Это жизненно необходимо при работе с тяжелыми расстройствами и младенцами
• тактильная стимуляция зачастую строится на восприятии вибрации. Однако, как и остальные виды сенсорных сигналов, переносимость вибрации индивидуальна
• и наконец, крайне осторожными надо быть в работе с гиперчувствительностью. Например, не стоит работать с кожей, если ребенок слишком «хорошо» чувствует – это будет настоящая пытка и для него, и для нервной системы.

Если есть что-то еще, давайте продолжим эту тему.

Разумеется. Важно (7) учитывать связь между всеми сенсорными системами. Например, взаимосвязь тактильной и вестибулярной систем.

При сильном вестибулярном стимулировании могут проявляться кожные реакции. При интенсивном воздействии на кожу – вестибулярные, вроде тошноты, головокружения, а порой и вспышек агрессии или угнетения настроения.

Отсюда вытекает еще одно правило: (8) стимуляция должна быть целенаправленной и изолированной, чтобы работали отдельные системы.

Возможно ли это из-за взаимосвязи?

Полностью изолировать – нет, но снизить активность других систем – возможно. В любом случае (9) сенсорная интеграция – это целостная терапия.

В работу включается все тело, все сенсорные системы и весь мозг. Мышцы работают синхронно с суставами, а вместе они посылают мозгу хорошо организованные сигналы.

Движение тела включает в работу вестибулярную систему, которая интегрирует работу других органов чувств. Организация мозговых функций напрямую зависит от способности полноценно воспринять и организовать поступающие сигналы.

Наконец, можно отметить, что эффективная реакция на проблемные ситуации (10) и постепенное усвоение новых навыков существенно влияют на развитие полноценной интеграции всех чувств. В свое время, правильная организация чувств и ответов на них (11) улучшает не только сенсорные возможности и развитие ребенка, но и его поведение.

А какова роль ребенка в терапии? Как понять, насколько она эффективна для конкретного случая?

Позиция ребенка – это позиция деятеля. Поэтому терапия строится на игре, а детали, вроде упражнений и схемы занятия должны (12) строиться на основе интересов ребенка. Оптимальный эффект достигается в случаях, когда ребенок сам контролирует свои действия, а терапевт лишь изменяет обстановку.

Сенсорная интеграция достаточно сложна для детей и поэтому чем сильнее мотивирован (13) ребенок, тем эффективнее будет терапия, и легче будут проходиться проблемные моменты лечения. А саму эффективность лечения можно определить через эффективность реакции ребенка на задачи, которые ранее были ему не по силам.

Думаю, касательно принципов и особенностей терапии – это все.
Условия терапии

Тогда перейдем к следующему вопросу. Что именно необходимо, чтобы помочь ребенку с проблемами сенсорной интеграции?

Здесь все просто:

1. специально организованное прострaнcтво – это должно быть большое помещение с высокими условиями по безопасности: мягкие полы и стены
2. далее – оборудование, которое обеспечивает сенсорное воздействие. Здесь ничего необычного: шведские стенки, качели, маты, тоннели, мягкие горки и пуфы. Да и сухой бассейн не будет лишним
3. и все дополнительное оборудование для детских игр.
А если говорить о работе с дошкольниками и детьми раннего возраста? Что необходимо для их сенсорной интеграции?

Да, тут есть определенные особенности, но большинство касается организационных моментов. Попробую описать их кратко:

• во-первых, надо максимально исключить возможность отвлечения ребенка от занятия
• для удержания внимания ребенку дается только одно задание
• если занятия проходят в группе и ребенок чувствует себя некомфортно (боится, что его ударят, например), то можно постараться найти удобное для него место. Например – на краю группы
• важно убрать все, что может привести к зрительной перегрузке. Это различного рода яркие плакаты, пестрые ковры, отражающие и бликующие поверхности
• все, что издает звук – желательно убрать. От аквариума, до часов и открытого окна
• тоже касается и обоняния: запахи еды, краски, медикаментов – все это мешает процессу
• обязательно должно быть тихое место в терапевтической комнате, где уставший или расстроенный ребенок мог бы отдохнуть в одиночестве.
Методы работы и самостоятельные занятия

Если я правильно понял, то сенсорная интеграция работает по двум фронтам: низкая и высокая чувствительность. Расскажите о различных упражнениях.

Да, вы правы, сенсорно-интегративные терапевты работают с сильной и слабой чувствительностью. Я приведу некоторые упражнения в пример и расскажу о полезном оборудовании, которое поможет в работе.

Однако отмечу, что все же родителям, решившим частично самостоятельно помочь ребенку интегрировать свои сенсорные ощущения, стоит посетить хотя бы несколько мастер-классов в этом направлении. Это необходимое условие.

Начнем с гиперчувствительности в области вестибулярной системы. Вся деятельность должна быть разделена на небольшие этапы и необходимо не забывать о похвале.

Например, можно использовать раскачивание на качелях с опорой на живот или гpyдь ребенка, еще лучше – чтобы ноги касались земли. Вместо качелей вполне можно использовать кого-либо из родителей.

Другое упражнение – это прыжки с возвышением, в ходе которого постепенно увеличивается высота конечной точки приземления.

Различные игры с большим мячом. Например, ребенка кладут животом на мяч, придерживая за плечи, постепенно смещая хват до ступней.

При этом руки у ребенка свободны для опоры перед собой.

Другие доступные всем упражнения – это традиционные игры-потешки для детей. Например, «по кочкам» или «лодочка».

Все это есть в Интернете.

Упражнение, позаимствованное из тренингов на доверие – падение на руки взрослому. На первых этапах ребенок стоит лицом к взрослому, затем можно делать это спиной и в самом конце, если ребенок готов, с закрытыми глазами.

Перелезание со стула на стул. Два стула ставятся спинками друг к другу и ребенок должен перейти с одного на другой.

При этом важно всегда страховать ребенка. Более того, это отличное упражнение для пары детей. Сюда же можно отнести и хождение по скамье.

Вспомните, как в детстве вы «переходили через пропасть».

И наконец – качание на гамаке. При этом важно, чтобы гамак обхватывал все тело ребенка, а для этого используются специальные виды креплений.

В принципе – можно установить в загородном доме.

В кинестетике, как показывает опыт, сверхчувствительности не бывает, а вот про кожную чувствительность такого не скажешь.

Для детей с повышенными ощущениями на коже важно всегда предупреждать, что вы ходите прикоснуться к ним, а также не забывайте, что объятия могут быть болезненными, а не приятными. А вообще стоит постепенно знакомить ребенка с различными текстурами.

Для этого можете подготовить «сенсорную коробку» — положите в нее мягкие материалы – ткань, вату, шелк и другие вещи. Важно, чтобы там не было ничего, что может поцарапать или поранить ребенка.

В дальнейшем можно перейти к жестким материалам.

Также учите ребенка самостоятельно регулировать силу воздействия на свою кожу, например – при умывании или расчесывании.

Расскажите о работе с недостатком чувствительности.

Конечно. Начнем опять с вестибулярного аппарата.

Здесь все просто – достаточно поощрять любые занятия, связанные с развитием этой системы. Например, различные игрушки-качалки, карусели и качели, батуты.

Сюда же стоит отнести и иппотерапию.

Теперь о слабой кинестетике. В домашних условиях можно разместить мебель по периметру комнаты, чтобы ребенок лучше ориентировался. Здесь будут актуальны любые упражнения на развитие мелкой моторики, а это и игры в мяч, пальчиковые упражнения, бaнaльные «ладушки».

Также полезны будут упражнения на работу с сухожилиями и мышцами – растягивания, сдавливания. В принципе, гимнастика-растяжка хороший вариант.

Любые виды рукоделия связаны с тонкой моторикой и контролем за деятельностью, поэтому можно «влюбить» ребенка в бисероплетение, лепку или хотя бы дать ему рвать бумагу на определенного размера куски. Также стоит включить сюда – в обязательном порядке «сенсорную коробку».

Сюда же можно отнести упражнения из репертуара нейропсихологов, например, несинхронные движения руками для выполнения какого-либо действия, манипуляция предметом одной рукой с фиксацией другой в неподвижном состоянии. Вариантов масса.

И наконец, слабая тактильная функция. В играх и обыденной жизни ребенка можно использовать различные тяжелые покрывала и одеяла, спальники, массажные коврики и ручные массажеры.

В душе, например, можно использовать грубые мочалки. Сюда же стоит включить и работу с мелкой моторикой, а также – знакомство с фактурами.

Не стоит списывать со счетов и массажи. В частности, известен прием «Сендвич» — ребенка кладут между двумя крупными подушками, при этом совершая растирающие движения ладонью вдоль тела.

Прямой контакт с различными поверхностями от ладоней до всего тела. Это могут быть сухие бассейны, ванны с водой разной температуры и подобные вещи.

Также можно ходить босиком по различным предметам, например – пол, ковер, трава, асфальт. Если ребенок боится новый предметов в ходе работы, то можно применять знакомые ему вещи – игрушки.
О гарантиях, эффективности и комплексном лечении

Мы приближаемся к завершению нашей беседы. Хотелось бы узнать, сколько времени отнимает сенсорно-интегрированная терапия?

Точных временных предписаний нет. Сенсорно-интегративный подход ориентирован на длительные занятия, проводимые циклично, с периодами отдыха.

С чем это связано?

Терапия не ориентирована на сиюминутные и поверхностные результаты. Происходит воздействие на мозговые структуры, развивается его нейронная организация, а каникулы в ходе занятий важны для того, чтобы ребенок, получив новый материал, мог применить его и окончательно усвоить новые навыки.

Пауза – это тоже важный этап работы! Ведь мозгу необходимо время, чтобы «переспать» с полученным воздействием и окончательно принять новый опыт.

Мы как пpaктики часто сталкиваемся с вопросами о гарантии успеха. Что можно сказать об этом подходе?

Думаю, вы понимаете, что ни один метод не гарантирует абсолютного успеха. Ровно, как и в медицине.

Каждый ребенок уникален и многогранен, то, что сработало у одного, может не сработать у другого. Повторюсь, важно следовать за развитием ребенка, постоянно находиться в поиске того метода, который поможет ребенку преодолеть его конкретные проблемы. Надо быть гибким и уметь перестраиваться.

Единственное, что может гарантировать терапевт – это не останавливаться, если много не работает. Понимание ребенка как полноценного человека со своими интересами – вот залог успешной работы по коррекции и развитию.

Именно индивидуальный подход позволяет ребенку наладить общение с миром и полноценно раскрыться в деятельности.

Как сочетается сенсорно-интегративный подход с другими методами лечения?

Конечно лучше всего – комплексное лечение, которое формируется в зависимости от проблемы. В комплексе с этой терапией может применяться и нейропсихологическая коррекция, и физиотерапия с ЛФК, иппотерапия, игротерапия, когнитивная терапия и другие психологические методы.

Вишенкой на торте могут стать сенсорно-интегрирующие виды спорта.

И наконец, последний вопрос. Какова роль родителей в терапии?

Активное сотрудничество с терапевтом – это большая часть успеха в коррекции. Нет смысла работать с детьми, чьи родители не готовы изменить быт ребенка для оптимизации коррекции.

В любом случае, сенсорно-интегративный терапевт еще и немножко семейный консультант.

Что ж, на этом мы закончим. Ольга, благодарю вас за интересный и очень подробный рассказ о сенсорно интегрированной терапии.

Завершая интервью

Итак, уважаемые читатели, мы провели интереснейшую беседу Пашковой Ольгой – сенсорно-интегративным терапевтом. Надеемся, этот материал ответил на многие ваши вопросы об этом подходе и помог лучше понять то, как это работает.

В комментариях к статье вы можете задавать свои вопросы, а я постараюсь как можно подробнее ответить на каждый из них.

2019-05-05admin


Если у вашего ребенка появился вымышленный друг

Если у вашего ребенка появился вымышленный друг При этом маме и папе может казаться, что ребенок живет в понимании и благополучии...

15 05 2022 22:20:23

Что означают прыщи на лице: на носу, подбородке лбу, щеках

Что означают прыщи на лице: на носу, подбородке лбу, щеках Именно через них наружу выходит сальный секрет...

14 05 2022 20:34:11

Список лучших покупных масок для волос

Список лучших покупных масок для волос В состав хорошего средства входят все необходимые компоненты, которые требуются волосам, благодаря чему многие проблемы будут устранены: локоны получат дополнительное питание, увлажнение, концы перестанут сечься, а перхоть пропадет...

13 05 2022 3:23:58

Подозрение на бульбит желудка — симптомы и надлежащее лечение

Подозрение на бульбит желудка — симптомы и надлежащее лечение При возникновении поражения желудка, может пострадать и двенадцатипёрстная кишка, которая непосредственно к нему прилегает и резко реагирует на изменение его кислотности...

12 05 2022 19:19:39

Мастер по наращиванию ресниц: как стать лешмейкером, требования

Мастер по наращиванию ресниц: как стать лешмейкером, требования Это достаточно новая специальность на рынке труда, которая набирает всё большую популярность...

11 05 2022 8:37:58

Дочка выходит замуж

Дочка выходит замуж О том, как однажды, неведомо откуда, появится рядом с повзрослевшим сыном или дочерью достойный и благородный спутник жизни…Итак, это случилось, дочка выходит замуж...

10 05 2022 5:18:43

Качества успешного человека, советы счастливой жизни

Качества успешного человека, советы счастливой жизни Недаром в народе подобный образ мыслей прозвали «самоедством»...

09 05 2022 23:16:34

Выход на работу после декрета

Выход на работу после декрета А вы все чаще задумываетесь о выходе из декрета на работу...

08 05 2022 21:41:32

Вред холестерина: норма содержания, лечение и профилактика

Вред холестерина: норма содержания, лечение и профилактика Необходимо отметить то, что холестерин или как его правильно назвать с медицинской точки холестерол – это жироподобное вещество, которое должно быть в каждом живом организме...

07 05 2022 21:47:14

К чему снится: кормить ребёнка гpyдью во сне?

К чему снится: кормить ребёнка гpyдью во сне? Интересно, что такие сны могут сниться даже представителям сильной половины человечества...

05 05 2022 1:26:55

Воровство ребёнком

Воровство ребёнком Мысль о том, что он поступает плохо, даже не приходит на ум ребёнку...

04 05 2022 0:28:58

Офигенная диета: результаты, отзывы

Офигенная диета: результаты, отзывы Содержание статьи:Офигенная диета считается очень жесткой из-за своих ограничений, чем-то схожа с голоданием...

03 05 2022 21:17:18

Отдых в Башкортостане: дом отдыха «Берёзки&raquo

Отдых в Башкортостане: дом отдыха «Берёзки&raquo Курорт не утрачивает своей актуальности на протяжении всего года...

02 05 2022 8:37:29

Варенье из грецких зеленых орехов, рецепт простого орехового варенья

Содержание статьи:Полезные свойства грецких орехов и варенье из нихО целебной силе грецкого ореха известно очень давно...

01 05 2022 22:57:44

Буллинг в школе: как помочь своему ребёнку, советы

Буллинг в школе: как помочь своему ребёнку, советы СТАТЬЯВИДЕОСодержание статьи:Если ваш ребёнок — жертва буллингаЧего не стоит делать— Советовать ребёнку самостоятельно противодействовать травле, не обращать внимания, давать сдачи, оскорбллять в ответ, просто перетерпеть сложный период...

30 04 2022 14:33:46

Детский энурез: корни проблемы

Детский энурез: корни проблемы Детское недержание мочи до определенного возраста считается физиологической нормой...

29 04 2022 17:48:31

Выделения после кесарева сечения

Выделения после кесарева сечения После кесарева сечения кровянистые выделения будут такими же, как после нормальных родов, с той только разницей, что внутри, в полости матки, пока что еще заживает рана, и необходимо очень внимательно, так как есть большая вероятность подхватить воспалительный процесс или инфекцию...

28 04 2022 0:57:12

Как сделать восточный макияж

Как сделать восточный макияж Нужно лишь знать несколько секретов и ваш восточный макияж будет не хуже, чем у любой восточной леди...

27 04 2022 5:47:33

Чем пилинг отличается от скpaба? Что лучше

Чем пилинг отличается от скpaба? Что лучше Содержание статьи:К сожалению, многие дeвyшки даже не знают, чем пилинг отличается от скpaба, не смотря на то, что они имеют отличия, чтобы разобраться в этом, необходимо ознакомиться с этими продуктами подробнее...

26 04 2022 20:24:57

Воспитание детей: ребёнок и карманные деньги, советы родителям

Воспитание детей: ребёнок и карманные деньги, советы родителям Можно приобрести «карманный» разговорник по английскому языку либо диск с компьютерной игрой...

25 04 2022 14:54:25

Целестодерм: мазь, крем, отзывы, инструкция, аналоги

Целестодерм: мазь, крем, отзывы, инструкция, аналоги Содержание статьи:В состав мази Целестодерм-В входит действующее вещество – Бетаметазона валерат...

24 04 2022 19:24:23

Детские причёски

Детские причёски Но порой на это не хватает времени или возможности, именно в таких случаях данная статья поможет подобрать по-настоящему красивые детские причёски, которые не отнимут много сил и не требуют профессиональных знаний...

23 04 2022 19:59:28

Введение прикорма при кормлении детей первого года жизни

Введение прикорма при кормлении детей первого года жизни Американская академия педиатрии рекомендует отложить введение прикорма позднее четырёх месяцев жизни и отдать предпочтение исключительно грудному вскармливанию до того дня, когда ребёнку исполнится шесть месяцев...

22 04 2022 0:35:17

Baгинизм — психологическая или физическая проблема

Baгинизм — психологическая или физическая проблема Как нам всем известно, без пoлoвoй жизни ни одна пара долго быть вместе не сможет, но, если такие случаи существуют, то без скандалов и проблем эта пара не обходится, поскольку так уж природой в нас заложено — плодиться и продолжать свой род...

21 04 2022 17:22:39

Краснуха у детей и взрослых: симптомы, прививки, лечение и профилактика

Краснуха у детей и взрослых: симптомы, прививки, лечение и профилактика Хаpaктеризуется лёгким течением, не даёт пpaктически никаких осложнений...

20 04 2022 12:51:38

Права беременной женщины и безопасность на рабочем месте

Права беременной женщины и безопасность на рабочем месте Работодатель обязан обращаться с беременной так же, как и с любым сотрудником, у которого есть определенные медицинские ограничения...

19 04 2022 19:54:51

Таблетки после незащищенного акта (название), что делать после?

Таблетки после незащищенного акта (название), что делать после? А представьте тот момент, когда женщина понимает, что они не пришли...

18 04 2022 16:42:42

Как и с чем носить платье в горошек, советы стилиста

Как и с чем носить платье в горошек, советы стилиста Она представляла собой тонкий батист в крапинку...

17 04 2022 6:43:24

Правила съема

Правила съема Гораздо важнее и интереснее формирование, ну или хотя бы начало классических конфетно-букетных отношений...

16 04 2022 10:53:58

Фурагин: инструкция, детям, при беременности, это антибиотик или нет

Фурагин: инструкция, детям, при беременности, это антибиотик или нет Фурагин успешно применяется для лечения инфекционных заболеваний мочевыделительной системы и при беременности...

15 04 2022 4:58:30

О чем можно спросить парня в контакте? Подводные камни виртуального общения

О чем можно спросить парня в контакте? Подводные камни виртуального общения О чем спросить парня в контакте вам подскажет приобретенный опыт...

14 04 2022 4:24:40

Ветряная оспа прививки от ветрянки вакцина

Ветряная оспа прививки от ветрянки вакцина • Заболевание передается воздушно-капельным путем или через посуду, в чем и заключается его особенность...

13 04 2022 2:44:59

Семейный бюджет: на чём сократить расходы и сэкономить бюджет

Семейный бюджет: на чём сократить расходы и сэкономить бюджет На самом деле экономия может быть и интересной, и даже творческой!Содержание статьи:Планирование покупокОбязательно составляйте такой план и старайтесь его придерживаться...

12 04 2022 16:31:46

Лето на даче: отдыхаем с детьми на отлично! Какие вещи, медикаме

Лето на даче: отдыхаем с детьми на отлично! Какие вещи, медикаме Так думает каждый взрослый, ведь преимущества загородной жизни очевидны...

11 04 2022 10:53:42

Скорпион в любви (мужчина и женщина)

Скорпион в любви (мужчина и женщина) Он не станет жалеть того, кто его обманул или предал, и может быстро разорвать отношения с обидчиком...

10 04 2022 4:40:48

Что делать, если муж разлюбил?

Что делать, если муж разлюбил? Неделю не было даже признаков желания…К сожалению, муж не может сказать, что разлюбил...

09 04 2022 13:50:59

Идеальные роды с точки зрения остеопатия

Идеальные роды с точки зрения остеопатия А что такое идеальные роды с точки зрения остеопатии?Я уже неоднократно писал о том, что рождение ребёнка – естественный процесс, и чем меньше манипуляций его сопровождало и медикаментов использовалось – тем лучше, как для матери, так и для ребёнка...

08 04 2022 20:52:12

Лечение горла у детей

Лечение горла у детей Это своеобразная реакция организма на раздражающий фактор...

07 04 2022 21:13:17

Семена чиа: противопоказания, полезные свойства, польза и вред

Семена чиа: противопоказания, полезные свойства, польза и вред В последнее время популярность этого продукта сильно возросла благодаря тому, что его считают естественным антибиотиком и ценят за целебные свойства...

05 04 2022 18:10:18

Детский диатез

Детский диатез Проявляется диатез в виде высыпания на коже ребенка, на щеках малыша появляются шелушащиеся уплотнения, что и приводит к зуду...

04 04 2022 0:14:38

Важные дела или измена?

Важные дела или измена? Содержание статьи:Доверять или всё-таки проверять?В любовных отношениях важно доверие...

02 04 2022 17:30:19

Сколько живет яйцеклетка после овуляции?

Сколько живет яйцеклетка после овуляции? Если зачатие ребенка не наступило, то яйцеклетка погибает и через 2 недели у женщины начинается кровотечение (мecячные)...

01 04 2022 7:39:51

Эффективные диеты

Эффективные диеты Содержание статьи:Как аппетит привести в нормуЛюди, получающие наслаждение от еды, склонны к перееданию...

31 03 2022 14:33:15

Калорийность безе

Калорийность безе Подобное лакомство может стать не только замечательным угощением, но и одним из главных составных компонентов завтpaка...

30 03 2022 23:14:42

Преждевременные роды: причины, симптомы, профилактика

Преждевременные роды: причины, симптомы, профилактика Начиная с этого срока, если вес плода достигает полкилограмма, акушеры и неонатологи обязаны сделать все возможное, чтобы сохранить жизнь такому крохе...

29 03 2022 17:20:22

Детское платье на праздник: как выбрать наряд

Детское платье на праздник: как выбрать наряд Дети нуждаются в гораздо большем внимании, чем взрослые...

28 03 2022 2:58:40

Готовим дома: как приготовить вкусное ленивое рагу

Готовим дома: как приготовить вкусное ленивое рагу Но из-за нехватки времени у некоторых, просто не хватает сил и желания стоять у плиты, и готовить весь вечер...

27 03 2022 3:26:36

Еще:
Семья -1 :: Семья -2 :: Семья -3 :: Семья -4 :: Семья -5 ::